Резино-металлические подшипники и шарниры
Резиновые.подшипники успешно применяются в тех.случаях, когда узел трения должен находиться в воде «ли .другой жидкой среде. Наряду с выполнением своих непосредственных функций резиновые подшипники могут гасить вибрацию, шум и некоторые перекосы валов. Одним из основных условий нормальной работы резинового подшипника, наряду с правильным определением действующих нагрузок, является обеспечение беспрепятственного доступа смазочной жидкости.
С точки зрения конструкции резиновые подшипники обычно представляют собой цилиндрическую втулку, прикрепленную к наружной обойме путем вулканизации или механическим способом. Внутренняя поверхность резиновой втулки снабжается продольными канавками для прохода смазки.
Наибольшее распространение резиновые подшипники получили в судостроении в качестве заменителей металлических и деревянных подшипников валов гребных винтов. Постоянное пребывание опор валов гребных винтов в воде затрудняет применение металлических подшипников с масляной смазкой, так как последняя интенсивно вымывается водой. Деревянные подшипники, изготовляемые из бакаута или древеснослоистых пластиков, хотя и хорошо смазываются водой, но весьма чувствительны к истирающему действию встречающихся в воде песчинок и других абразивных частиц.
В отличие от деревянных, резиновые подшипники не боятся истирающего действия взвешенных в воде твердых частиц. Если эти частицы попадают между металлическим валом и резиновым подшипником, то вал вдавливает их в эластичную резину, а затем катит в направлении своего вращения до ближайшей смазочной канавки, откуда они вымываются водой.
Вал в резиновых подшипниках всегда имеет хорошо отполированную поверхность, что способствует длительной работе подшипникового узла. Практикой установлено, что резиновые подшипники не только не уступают металлическим по срокам службы, но превосходят их в несколько раз.
К положительным качествам резиновых подшипников относятся также бесшумность их работы, поглощение ими вибраций вала, малая чувствительность к неточностям установки и ударам, дешевизна и небольшой вес; кроме того, резиновые подшипники упрощают конструкцию подшипниковых узлов.
Однако резиновые подшипники имеют недостатки. Вследствие того что резина боится соприкосновения с маслами и нефтью, резиновые подшипники не могут работать в средах, загрязненных этими веществами. Низкий коэффициент теплопроводности резины исключает ее применение в подшипниковых узлах, работающих при температуре выше 65—70° С.
Резина вследствие присутствия в ней серы оказывает коррозирующее действие на углеродистую сталь. Поэтому валы в местах соприкосновения с резиной должны покрываться рубашками из нержавеющей стали или другими антикоррозионными металлами.
Вместе с тем положительные качества резиновых подшипников обеспечивают им все более широкое распространение. Вслед за судостроением резиновые подшипники нашли применение в гидротурбиностроении для подшипников турбин, работающих в воде, содержащей песок и ил.
Установка резиновых подшипников «а крупных ‘поворотнолопастных турбинах дает большую экономию металла, смазочных масел, сокращает стоимость изготовления и эксплуатации турбин.
Так, применение резиновых подшипников вместо баббитовых на турбинах Куйбышевской и Волгоград ской электростанций дает суммарную экономию 1000 г металла (в том числе 80 т баббита), 80 000 станко-часов и 70— 80 т смазочных масел. Срок службы резиновых подшипников на многих гидротурбинах к настоящему времени составляет 17—20 лет.
Резиновые подшипники получили применение также в насосостроении, в торфяной промышленности — в торфососах, в нефтяной промышленности— в турбобурах, в бумажной, горной промышленности и т. д.
Продолжение …